«МЕНЯ — НЕТ!»

страх оценкиПроблема…

Из клиентской истории, девушка 27 лет.

«Проблема: Меня — нет! А есть клубок поведения: как это должно быть. И я должна найти самый лучший способ. Долженствование, повышенная ответственность за всё вокруг. И злюсь, что я не справляюсь — реагирую отрицанием, нежеланием, протестом. Отсюда — агрессивность, раздражение, злоба. Невозможность что-то делать из-за страха ошибки. Неуверенность, неполноценность, ущербность, слабость и страх перед окружающим миром. Сама себе создаю проблемы — жить не хочется. Вокруг ничего нет хорошего. Нет удовлетворённости, нет жизни.

Я представляю себя внутреннюю — старой сморщенной старушкой, которая вот-вот развалится.

Я постоянно что-то должна делать, и — напряжение: не знаю, что. Когда не можешь заставить себя делать то, что требуется. Вспоминается мамино: «Найди и сделай что-нибудь! Почему ты никогда не знаешь, что сделать, что выбрать — это несложно, чтобы принять решение какое-то? Все знают, чего хотят, а ты не знаешь, чего хочешь». Будь самостоятельной, активной, инициативной, опорой для мамы и поддержкой (в школьной возрасте)…

Тяжело на равных общаться с людьми, от которых завишу, которые выше меня. Когда ты ничего не стоишь и чувствуешь себя последним человеком, который не способен ничего сделать. Я обвиняю себя, под микроскопом — свои недостатки. Люблю всё правильное, чёткое, реальное, взвешенное. И ненавижу, когда люди не могут признать своё неправильное. Я — неправильная: бесхребетная, безвольная, расхлябанная, несобранная бестолочь — создаю проблемы, и я виновата. Безвольна по отношению к жизни: плывёшь по течению…»

Какая разница?

«Одного дзенского мастера спросили: «Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым?» Он сказал: «Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца». Затем его спросили: «А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете?» Он ответил: «Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца». Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил: «В чём тогда разница? Перед Просветлением вы делали это и после Просветления делаете то же самое, в чём тогда разница?»

«Разница большая. Перед тем, как я стал Просветлённым, это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился, хотя внешне я ничего не говорил.

Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряжённую с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу учителю воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость» (из дзен-буддийской притчи).

Стать совершенным или быть удовлетворённым?

Когда наши действия руководствуются тем, что «надо», «должен» (уместен вопрос: кому?) — это вызывает чувства принуждённости, усталости, ощущение, что мы живём не свою жизнь. Стремление к совершенству при неценностном отношении к себе, к своим «хочу» влияет на все наши контакты с миром, на нашу успешность, способность творить. Тогда мы не слушаем и не слышим Себя-внутреннего. И становится невозможным полное удовлетворение своих внутренних потребностей (телесных, душевных, духовных), поскольку о потребностях мы можем узнавать лишь по своим «хочу».

Незамечание или подавление, а также некачественное исполнение истинных потребностей ведёт к неполучению удовольствия и удовлетворения, без чего наша жизнь лишена энергии — она остаётся заблокированной в нереализованном желании. Такому человеку ничего не хочется делать, он вял, апатичен, даже болен, и он «никуда не растёт» при всём своём «совершенстве».

Важно замечать свою ценность уже прямо сейчас — ценность своего тела и своей души. Только заботливое отношение к себе (к удовлетворению всех своих потребностей) даёт человеку состояние абсолютной благодарности и удовлетворённости — что может быть важнее? Вот, например, что об этом говорил восточный мудрец Лин Чи: «…Мы знаем только одно чудо, и оно заключается в том, что мы удовлетворены. Да, это наше единственное чудо удовлетворённость! Только тогда вы будете полностью здесь и сейчас».

Удовлетворяя рождающиеся в теле и в душе (живые!) потребности, мы получаем энергию на дальнейшую жизнедеятельность. И чем точнее наше «попадание» выбранной возможностью в актуальную потребность (именно то, что хочу, что нравится), тем большее удовлетворение мы испытываем, и больший прилив энергии ощущаем при этом.

Однако до сих пор в человеческом сознании сохраняется самое странное, на мой взгляд, заблуждение, что хорошее отношение к себе это эгоизм. Давайте посмотрим, что об этом говорит «книга книг» — Библия. «Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя« (Библия Новый Завет. Евангелие от Матфея, 22:37–39).

Не означает ли «как самого себя», что после Господа Бога своего следует возлюбить себя? То есть, и сердце, и душу, и разумение своё — все свои собственные потребности, обеспечивающие саму жизнь тела и души. Чтобы не терять способность слышать свои внутренние запросы и вовремя удовлетворять их. Лишь тогда человек способен познать самого себя — свои внутренние возможности, задатки, таланты… Чтобы реализовать их в мире вслед за самой сильной духовной потребностью — Творить. Это даёт нам наивысшее наслаждение.

Удовлетворение потребностей — основа Жизни

Удовлетворение потребностей  — естественный механизм саморазвития всего живого на Земле, ему подчиняется поведение всех организмов. В животном мире работа этого механизма управляется инстинктами. Человеку же дано выбирать своё поведение. И результат выбора зависит от того, насколько реалистично человеческое сознание способно отражать действительность во внешнем и внутреннем мире. И вот здесь начинаются проблемы. Если в сознании человека зафиксировалось (в раннем возрасте): «Я — плохой» — это становится препятствием к удовлетворению его внутренних потребностей. Детское плохое отношение к себе сохраняется и во взрослой жизни, что мешает полноценному саморазвитию и самореализации человека.

Давайте рассмотрим, как удовлетворение потребностей происходит в норме. Когда мы чувствуем в себе активность, это значит, что мы нуждаемся либо в том, чтобы «взять» себе что-то из мира, либо в том, чтобы нечто «отдать» в мир. Этим самым в теле или в душе создаётся напряжение. Например, клеткам тела требуется вода или питательные вещества, и тогда они «напрягают» человека жаждой или голодом до тех пор, пока не получат то, в чём нуждаются. Человеку приходится предпринимать те или иные действия, для того чтобы избавить себя от напряжения, сопровождающего этот дефицит — тем самым, удовлетворяя телесную потребность.

Соответственно чувственный «голод» (к примеру, чувство одиночества) вынуждает человека к определённой активности в мире, которая способна обеспечить удовлетворение потребности душевной (в контакте с Другим). Духовные потребности также создают напряжение, которое приводит человека к соответствующей активности («поиск себя», например). Это вечный «спор» активности (при неудовлетворённости) и пассивности (при удовлетворённости). Пассивность не может продолжаться долго, потому что рождается новая потребность, которая вынуждает к активности. Активность приводит к удовлетворённости, и значит, к пассивности. Таков ритм, как «вечный двигатель».

Естественное удовлетворение телесных потребностей обеспечивает поддержание жизнедеятельности тела, его рост, продолжение рода. Удовлетворение душевных потребностей в контакте с себе подобным позволяет человеку познавать себя, как в зеркале, отражаясь в Другом. В отношениях со своим «Я» проявляется духовная потребность творить, когда человек сначала «творит самого себя» — в самопознании, а потом и собою — в самореализации.

Таким образом, можно говорить о трёх уровнях потребностей, удовлетворение которых одинаково важно, чтобы человек мог двигаться в процессе саморазвития, нигде не застревая.

Потребности — Способности — Возможности

В детском периоде жизни поведением преимущественно управляет нуждаемость в потреблении, когда ребёнок живёт, преимущественно беря себе от мира, а окружающие старшие обеспечивают его «питающей средой». Так постепенно «напитываются» и развиваются его собственные способности и задатки, которые могут проявиться в последующем. Важно полное удовлетворение возникающих в ребёнке потребностей. Ведь только прежде «получив», человек может стать способным «отдавать» (стать зрелым, чтобы «плодоносить»). Лишь тогда он переходит на следующую ступень развития, если не «застревает» в потреблении…

«Культ потребления — это компенсаторная деятельность духовно бедного индивида, реализующего через потребление свою свободу и свои творческие потенции как личность, ибо ни в какой иной форме сделать это он не в состоянии. Такая «самореализация» лишь дезориентирует индивида, отнимая у него шанс «выделаться» когда-нибудь в подлинную личность» [Б.С. Братусь «Начала христианской психологии»].

По мере созревания способностей в человеке они начинают проявляться, требовать своего выражения вовне. И тогда вектор энергии направляется изнутри наружу, становясь «отдаванием». Это — тоже потребность, но более высокого уровня человеческого развития. Стремясь выразиться, внутренняя способность также создаёт напряжение, вызывая желание освободиться от него, что вынуждает человека делать то или иное, отдавая, таким образом, нечто ценное «из себя» в мир. Таким образом, человек начинает творить собою (своими способностями). Это может быть как «сотворение» отношений с другими людьми (дружба, любовь), в которые он вкладывает свою энергию. Так и творческий процесс как создание нового уникального общественного продукта, который может стать культурной ценностью (полотном художника или новой идеей для улучшения общества).

Созревшие внутренние способности в человеке рано или поздно становятся его внутренними возможностями, которые составляют собственный ресурс, как для дальнейшего саморазвития, так и для того, чтобы продолжать «творить» этот мир. Внутренние возможности человека могут быть востребованы теми, у кого возникает в них потребность. И тогда люди могут удовлетворять свои потребности друг с другом. Когда у одного возникает потребность взять себе из мира, а у другого в это же самое время проявляется потребность отдать «из себя» что-то в мир. Такое положение вещей обеспечивает надёжность в том, что есть целый мир человеческих возможностей для удовлетворения потребностей друг друга. Так во все времена любящей женщине хотелось накормить своего мужчину, постирать ему бельё, вылечить от ран — всячески заботиться о нём. А любящему мужчине — оберегать свою женщину от невзгод, облегчать её жизнь, носить на руках…

В детстве о наших потребностях заботятся старшие, а потом каждый из нас должен стать заботливым родителем самому себе, чтобы служить своим потребностям — и телесным, и душевным, и духовным. Таким образом, жизнь можно рассматривать как творческий процесс удовлетворения всех своих потребностей в мире, который предоставляет нам бесконечные возможности, как для самовозрастания, так и для самореализации. Ведь любая наша потребность — это законный запрос на удовлетворение тела, души и духа в том, в чём возникает реальная нужда. Каждая потребность вынуждает нас двигаться к удовлетворённости, на пути к которой мы творим, и если верно выбираем путь, то бываем вознаграждены удовлетворением (удовольствием от творения).