О восстановлении самоценности человека
В книге представлена авторская концепция личности, в её основе – ценностное отношение к себе, определяющее возможность естественного саморазвития человека, а также показывающее человеку выход из психологических проблем.
Первая часть книги «Воспитание личности» посвящена проблеме формирования личности ребёнка в раннем детском возрасте. Это наглядно демонстрирует «Исповедь пострадавшего Внутреннего Ребёнка» — , где представлен богатейший исследовательский материал терапии моего клиента (иллюстрировано художником-карикатуристом Владимиром Степановым). Здесь можно видеть, как родителям не следует обращаться с детьми, чтобы у них не было проблем во взрослой жизни.
Во второй части книги «Психология личности» читателю предоставляется возможность рассмотреть личность как форму саморазвивающегося Сознания, механизмом развития которого является ПОТРЕБНОСТЬ (в условиях самоценности).
Книга предназначена как для тех, кто, страдая, ищет пути решения своих проблем, так и для тех, кто им помогает – психологов, психотерапевтов. Может оказаться полезным узнать родителям, воспитателям и учителям, как не надо обращаться с детьми, чтобы они не стали невротизированными личностями. А вопрос о том, что такое человек, и что им движет – актуальная тема для всех, кто изучает психологию.
ОТ АВТОРА. Самопознание: Путь к Себе
Эта книга создана в помощь тем, кто, страдая, ищет пути решения проблем, чтобы облегчить свою жизнь, стать счастливее. Хорошо, если на этом пути человек как можно быстрее приходит к пониманию, что его счастье зависит не от внешних благ, а от внутреннего благополучия, в основе которого – дружественные отношения с самим собой. Лишь на Пути к Себе можно обнаружить, что самым желанным богатством и лучшим способом исцеления человеческой души (и тела) является ощущение Самоценности. И это возможно лишь при достижении Осознанности.
«Одного дзенского мастера спросили: «Что вы обычно делали до того, как стали просветлённым?». Он сказал: «Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца». Затем его спросили: «А теперь, когда вы стали просветлённым, что вы делаете?». Он ответил: «Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца». Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил: «В чём тогда разница? Перед просветлением вы делали это и после просветления делаете то же самое, в чём тогда разница?»
«Разница большая. Перед тем, как я стал просветлённым, это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился, хотя внешне я ничего не говорил.
Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряжённую с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. …Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу учителю воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость» (из дзен-буддийской притчи).
Обычно, чтобы избавиться от страданий, люди стремятся «добавить себя» чем-то недостающим, затрачивая на достижение внешних целей немалые силы. В то время как решение задачи может лежать в противоположной плоскости: «избавиться от ненужного, чтобы привести в порядок необходимое» («И-Цзин»). Глубокую мысль этой восточной мудрости попробуем развить далее, воспользовавшись метафорой.
Если за «необходимое» в человеке принять его глубинную Сущность как главную составляющую человеческого существа… И допустить, что в «изначальном Я» родившегося ребёнка уже есть весь потенциал того, что может понадобиться человеку, чтобы его Сущность могла проявиться, реализоваться, о-суще-ствить-ся в этом мире… То «ненужным» становится всё то, что мешает этому о-суще-ствлению. Человеку следует лишь уметь отличать первое от второго.
Сознание… не есть ли это сознание того, что внутри каждого из нас «обитает» Сущность? А Личность – личная позиция по отношению к Сущности в себе. Как видение её в себе, как утверждение и признание её правомочности в своей жизни, как заботливое к ней отношение. Как средство, обеспечивающее возможность собственного осуществления. Это и есть Самоценность.
Хотя в реальности (при незрелой личности) человеческое существование довольно часто обходится без этой самой Сущности в себе – задавленной, оттеснённой, лишённой права на проявление в результате воспитания. При плохом отношении к себе Сущность в человеке находится в изгнании, не признаётся, лишается правомочности на существование. И без неё человек несчастлив, а жизнь его бессмысленна. До тех пор, пока он не «вернётся» к ней своим сознанием. Не это ли и есть Путь к Себе – умом и сердцем познать свою Сущность?
Получается, человек сначала загромождает свой путь к счастью, а потом всю жизнь пытается его расчистить. И это выглядит очень неразумным. Хотя от каждого из нас, кажется, мало что зависит – ведь складываются такие отношения с собой в раннем детстве под влиянием наших старших. Наверное, хорошее воспитание исходит из признания родителями наличия чудесной Сущности в ребёнке…
Но разве это не чудо, что каждое рождённое на свет человеческое дитя способно стать Человеком Разумным! Для этого всего лишь нужно создать подходящие для него условия. Но сегодня люди всевозможными способами убивают в своих детях эту невероятную возможность достичь высшего уровня развития сознания – Разумности, духовности человека.
Решающим фактором, препятствующим становлению личности ребёнка в родительской семье, становится непризнание его права на свободное внутреннее развитие того потенциала, который в нём заложен. Напротив, родители стремятся реализовать в ребёнке свои собственные потребности, «надуманные» проекты, связанные исключительно с его внешней успешностью. И тогда воспитательными приёмами становятся запреты, принуждение, угрозы лишением родительской любви – всё, что характеризует воспитание послушанием.
Проблемой человека становится то, что, будучи ребёнком, под влиянием страха отвержения старшими он способен «отказаться» от собственного «Я», принимая в раннем возрасте вынужденное решение: подчинить себя родительским запретам. И тогда внешние угрозы-запреты превращаются во внутренние убеждения-запреты на то или иное своё поведение, становясь собственной позицией послушания.
Постепенно такие решения, принятые ребёнком, «забываются» и впоследствии работают как неосознаваемый механизм подавления самого себя. Так Детское Решение, а не осознанный выбор начинает управлять поведением ребёнка, что сохраняется потом и во взрослой его жизни.
Неосознаваемое Детское Решение способно незаметно вмешиваться в жизнь взрослого («нормального») человека, делая неосознаваемым собственное поведение, тем самым, создавая себе проблемы. Убеждение-запрет молниеносно срабатывает в ответ на проявление запрещённой в себе потребности. И тогда в душе человека возникают два взаимоисключающих «хочу»: 1) осознаваемое желание получить удовлетворение, для чего нужно нарушить запрет; 2) неосознаваемое желание подчиниться запрету, чтобы оставаться «хорошим» и не потерять родительскую любовь.
Таким образом, человек оказывается в состоянии Внутреннего конфликта. Когда его ум должен найти решение неразрешимой задачи: получить удовлетворение актуальной (взрослой) потребности и одновременно соблюсти запрет на подобное поведение (детская потребность в безопасности).
Неосознаваемые убеждения-запреты формируются в условиях нарушенной безопасности ребёнка и «сцеплены» с сильнейшими переживаниями страха, стыда и вины. Это придаёт им силу «абсолютных истин», которые управляют поведением взрослого человека, и от них непросто избавиться, даже выявить их.
Этот процесс убедительно иллюстрирует представленная здесь как «книга в книге» «Исповедь пострадавшего Внутреннего Ребёнка», составленная из высказываний реального клиента.
В целом первая часть книги посвящена тому, как в условиях «запрещающего» воспитания, лишающего ребёнка правомочности на удовлетворение своих потребностей, нарушается его личностное развитие. Когда в условиях воспитания послушанием на основе родительских запретов у ребёнка формируется плохое к себе отношение («комплекс неполноценности») и неосознаваемое, безответственное поведение.
Здесь можно видеть, насколько тесно переплетены между собой, казалось бы, такие разные сферы деятельности, как психология и воспитание. Ведь они направлены на один и тот же «предмет» деятельности – человеческую личность. С той лишь разницей, что «непрофессиональный» родитель своим воспитанием способствует зарождению «комплекса неполноценности» и бесправия в сознании ребёнка. А профессиональный психолог (спустя лет тридцать) помогает человеку осознать его неосознаваемые убеждения-запреты, чтобы вернуть ему ощущение самоценности и право на удовлетворение собственных потребностей, то есть, право быть Собой.
Не может быть достойным человек, когда он плохо относится к самому себе. И также он не может чувствовать право на удовлетворение своих потребностей в мире возможностей, если не чувствует собственной ценности. Восстановление изначальной самоценности и правомочности человека возможно при определённых его усилиях, в частности, в разрабатываемом мною ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ подходе психотерапии. Когда человек в сопровождении психотерапевта заново «проходит» по узловым точкам становления своей личности, осознавая имеющиеся искажения. И это похоже на коррекцию воспитания, нарушившего личностное развитие в раннем возрасте. Процесс самоизменения – не лёгок и не быстр, ведь должно произойти изменение сознания человека: рост его осознанности.
С психологией личности как формой саморазвивающегося сознания читатель может познакомиться во второй части книги, где подробно рассматриваются: ПОТРЕБНОСТЬ как основа механизма саморазвития человека и необходимое условие для работы этого механизма – ОСОЗНАННОСТЬ.
Собственную потребность в книге о том, что такое человек, и что им движет, я стала ощущать, когда с каждым вновь приходящим на индивидуальную терапию или в терапевтическую группу клиентом мне приходилось «тратить» время на теорию. Но я затруднялась порекомендовать прочитать людям что-либо, чтобы это полностью отвечало моей задаче.
Обширная психотерапевтическая практика и годы личной психотерапии привели меня к необходимости обобщить знания, переработанные и полученные в собственном опыте – профессиональном, жизненном и опыте личного изменения. Сверяя с известными «истинами» в психологии, философии и других областях человеческого знания, мне удалось систематизировать их в определённый взгляд на человека. И я решила создать пособие для своих клиентов, облегчающее и убыстряющее их самопознание на пути к исцелению.
Допускаю, что смелые вольности моих размышлений как результат собственного самопознания могут вызвать у Вас, уважаемый читатель, несогласие или даже протест, но не спешите делать выводы. «В психологических вопросах никто не бывает абсолютно прав. В психологии средство, с помощью которого вы судите о psyche и наблюдаете за ней, это сама psyche (она не только объект, но и субъект нашей науки). В психологии объектом наблюдения является сам наблюдатель. Психология – не символ веры, а точка зрения» (Карл Юнг «О становлении личности»).
Точек зрения на то, что такое человек, и что им движет, человечеством накоплено великое множество – философских, религиозных, научных, эзотерических, художественных. Чтобы прийти к пониманию целостного образа человека, хорошо рассматривать все точки зрения. Если в человечестве они возникли, значит, были на то основания. Также как и в мировосприятии отдельного человека – всё имеет значение.
Рождением этой книги в какой-то мере я обязана всем тем, кто, доверившись моему сопровождению, пустился в неведомый и потому пугающий «Путь к Себе» – к своим пониманиям, открытиям в себе тех внутренних законов, которые управляют поведением, ведь только тогда и возможны его изменения. В связи с этим я испытываю ко всем своим клиентам чувство глубокой признательности за полученное в совместной работе видение закономерностей развития и проявления человеческой психики в разных условиях её формирования.
Надеюсь, Вашему чтению не будут мешать множество заглавных букв, вопросительных и восклицательных знаков, кавычки, тире и многоточия в тексте, которые я в изобилии использую для того, чтобы сделать те или иные акценты. Тем самым я приглашаю Вас размышлять вместе со мной, опираясь как на результаты моих собственных находок, так и на накопленную в человечестве мудрость. Этому помогут иллюстрации, выполненные художником-карикатуристом, множество притч, высказывания признанных корифеев психологии.
Хочу, чтобы предлагаемый материал стал для Вас поводом к Вашему собственному глубокому, а значит, нелёгкому процессу самопознания, необходимыми условиями которого являются созерцание и размышление о том, что «внутри» себя. Поэтому здесь предпочтительно неспешное чтение, а также вдумчивость, остановки и возвраты к чему-то открывшемуся в себе. Полезно сопровождать чтение записями в дневнике, откликаясь на возникающие вопросы, на то, что затронуло, показалось близким.
Отправляясь на поиск истины «внутрь себя», хорошо взять с собой напутствие мудрого восточного человека. «О себе: не суди, что есть светлое, и что есть тёмное, что есть правильное, и что есть неправильное – ибо как только ты начинаешь судить – ты начинаешь подавлять. Тогда ты выбираешь только одну половину себя…» (Бхагаван Шри Раджниш «За пределами просветления»).