САМОЦЕННОСТЬ…. Когда в 2005 году я выбирала это слово для названия моего сайта «Школа самоценности», проверив в интернете, обнаружила, что поисковик не выдал ни одного запроса! Сейчас в это трудно поверить. Пишут многое и по-разному…
Оттого, что понятие сложно для восприятия, во всём, что сейчас во множестве публикуется на эту тему, до сих пор нет внятного представления о Самоценности. Как впрочем, и о самооценке. И после того как изданы две моих книги на тему Самоценности, я просто обязана внести ясность в этом вопросе, что такое Самоценность, и как она соотносится с самооценкой (на мой взгляд).
Для этого необходимо допустить, что внутри каждого есть «социум», в котором существуют определённые отношения «между двумя» в себе: Личностью и Индивидуальностью. И в зависимости от качества этих отношений в человеке складывается Самоценность или оценивание себя (самооценка).
Откуда берутся эти двое?
Каждый из нас рождается в мир своей уникальной Индивидуальностью — тем, что в нас от природы. В ней как в программе саморазвития заложены способности, задатки, таланты – все внутренние возможности для дальнейшего развёртывания. Как, например, в маленьком жёлуде присутствуют все свойства и задатки стать могучим дубом со всеми его будущими ветвями и корнями. Индивидуальность каждого способна раскрыться и воплотиться заложенными в ней свойствами, если не помешать этому процессу саморазвития с раннего детства, а создать для этого все необходимые условия.
В отличие от Индивидуальности с Личностью мы не рождаемся. Она формируется в отношениях ребёнка со своей мамой как адаптация к социуму и несёт в себе социальную функцию общения с другими и с Собой. Личность начинает складываться в ребёнке с раннего возраста при запечатлевании маминого образа как первоначального контакта с миром, который «вселяется» в его сознание, постепенно образуя второе «я», похожее на маму.
Согласно воззрениям Л. С. Выготского, «Личность – первичное, что созидается вместе с высшими функциями сознания в социальных отношениях… и сами эти функции, перенесённые в личность… становятся основой социальной структуры личности», внутренним «диалогом» по типу «субъект-субъект» (Выготский Л. С. Конкретная психология человека).
То есть Личность можно рассматривать как внешнее «я» относительно Я‑Внутреннего с функцией защиты и посредника между Внутренним миром и миром внешним. Из этой позиции у Личности два вектора внимания: внутрь – к Себе и вовне – к миру. Соответственно, и два уровня отношений: с Собой и другими. И поскольку в отношениях человека с другими повторяются его отношения с Собой, в работе с клиентом его внимание должно быть переведено с других на себя. Для того чтобы человек смог разобраться со своей Личностью и изменить её отношение к своей Индивидуальности с оценочно-критикующего на принимающее, самоценностное.
Как и где нарушается Самоценность в человеке? Происходит это при формировании Личности в ребёнке раннего возраста в условиях неценностного отношения к нему со стороны матери (или замещающей родительской фигуры). Отчего ребёнок сам (его Личность) также неценностно начинает относиться к Себе (своей Индивидуальности), чем отменяется его природная Самоценность и заменяется самооценкой.
Когда воспитание опирается на родительскую критику и оценки ребёнка, часто в виде готовых ярлыков (трус, глупый, лентяйка и т.п.), они становятся регуляторами детского поведения. Фиксирующие внимание ребёнка на «плохих» своих качествах, родительские оценки формируют в его сознании образ «себя‑Плохого». Отвергая «Плохой образ» ребёнка, каким быть нельзя, родителями взамен предлагается «Идеальный образ», каким ему быть следует (смелым, умным, трудолюбивым), чтобы им нравиться. И ребёнок оказывается между двумя образами себя как «меж двух огней».
Когда ребёнку удаётся приблизиться к образу «я‑Идеальный» – он нравится маме, и она награждает его принятием и любовью. А когда он не справляется с этой задачей быть «хорошим», он теряет право на мамину любовь. И внутренне попадает в состояние образа «я-Плохой» с чувством угнетённости, недовольства собой и переживанием невозможности соответствовать ожиданию.
При таком воспитании ребёнок эмоционально проживает в конфликтующих между собой образах себя, как на качелях, от подъёма в восторженном ожидании достичь «Идеала» до эмоционального падения в переживание образа «я-Плохой». Ведь «Идеальный образ» себя – всегда недостижимая вершина, приводящая в отчаяние от невозможности её достичь. Таким образом, родительские оценки «расщепляют» восприятие ребёнка на себя-Плохого и себя-Хорошего. Навязанными образами себя ребёнок «отчуждается» от своего «Реального Я», что отменяет его Самоценность.
Родительская негативная оценка переживается ребёнком как признание его плохим и ожидание-требование быть другим, непринятие его таким, какой он есть, и запрет быть Собой, отверженность и разочарование в себе от невозможности стать лучше. Веря маминым оценкам, ребёнок соглашается с ними, оценивая себя плохо, и постепенно сам начинает критиковать и не любить себя в названных качествах. Так появляется самооценка. Она олицетворяет собой переход ребёнка на внутренний автоматический режим оценивания и критики Себя, вместо родителей контролируя своё поведение, запрещая, подавляя в себе детские чувства, желания, намерения, проявления, волю.
То есть то, что мы называем самооценкой и привыкли воспринимать её как собственное мнение о себе, на самом деле является прямым продолжением родительской оценки, когда «ты-оценка» перестраивается в «я‑оценку», на самом деле оставаясь всё той же родительской оценкой, но уже внутри себя. Внешние родительские запреты на то или иное своё проявление становятся внутренними, и уже изнутри себя самооценка напоминает, какой я «не такой».
Поэтому вполне справедливо называть Самооценку Самообесценкой – обесцениванием Себя. На её основе в человеке формируется комплекс неполноценности. Под влиянием самооценки чувства, которыми ребёнок реагировал на родительскую оценку, возвращаются вновь и вновь, когда он уже взрослый. Теперь самооценка вместо родительской оценки запугивает себя собственным плохим отношением к себе с тем же финалом: страхом отвержения себя, с одной стороны, и отчаянием от невозможности стать идеальным, с другой.
Всё, чем влияли на поведение ребёнка родители, уже «из собственной головы» транслирует самооценка. Конфликт между навязанными образами «себя-Плохого» и «я‑Идеального» мы и называем Внутренним конфликтом. Когда человек самооценкой обесценивает сам себя, указывая на свои «недостатки» и предъявляя себе требование быть Идеальным.
Внутренний конфликт в себе затрудняет удовлетворение внутренних потребностей, вследствие чего и появляются всевозможные проблемы, с которыми человек обращается к психологу. Однако психологи чаще всего работают над «повышением самооценки» вместо того, чтобы помочь человеку избавиться от неё. В этом причина неэффективной терапии.
Напротив, разоблачение самооценки позволяет человеку вернуться в своё Реальное Я для своей гармоничной жизни, чтобы выстраивать такие отношения с Собой, которые мы называем Самоценностью. И это мы делаем с клиентами в авторском Личностном анализе для восстановления самоценности.