САМОЦЕННОСТНАЯ  ТЕОРИЯ  ЛИЧНОСТИ

   Авторская самоценностная теория личности лежит в основе самоценностно-ориентированной психологии и психотерапии, объясняя образование психологических проблем в человеке нарушением самоценности в отношениях с самим собой собственной самооценкой. Исходит из представлений о дуальной природе человеческой психики из двух «я»: Личности и Индивидуальности, от самоценностных или самообесценивающих отношений между которыми зависит благополучие и отсутствие или наличие психологических проблем в человеке.

   С помощью самоценностной теории личности можно объяснять и прогнозировать человеческое поведение, описывать отношения с другими и с собой, понимать возникновение психологических проблем и распознавать их внутренний механизм, находить пути выхода из проблем, понимать Личностный рост и выстраивать основы полезного для ребёнка воспитания.

   Компоненты самоценностной теории личности

   Место личности в структуре человека

   Человек рождается Индивидуальностью, своим Изначальном Я, в нём как в программе саморазвития заложены способности, задатки, таланты – все внутренние возможности для дальнейшего развёртывания. Личность — второе, приобретённое «я», оно формируется в раннем возрасте в отношениях с мамой в процессе интериоризации (Л.С. Выготский. Конкретная психология).

   Личность можно рассматривать как внешнее «я» относительно Я‑Внутреннего (Индивидуальности) с функцией защиты и посредника между Внутренним миром и миром внешним. Из этой позиции у неё два вектора внимания: внутрь – к Себе и вовне – к миру. Соответственно, и два уровня отношений: с Собой и другими.

   Исходя из того, что издревле в человеке выделяли тело, душу и дух (Разум), можно говорить о том, что Индивидуальность представлена телом и духом – с ними он рождается, а Личности доступна Душа человека как Внутренний мир, сложившийся при жизни. Это весь пережитой опыт, его отношения, представления, мировоззрение, мысли, чувства, желания. В слове «душа» как будто отражается значение латинского слова «dualis» (двойственный) как вместилище двух «я»: «Я-сам» и «я-Личность». В душе пересекаются пути физического, духовного и социального в человеке. Для своей Индивидуальности Личность – единственное «окно», через которое та может познавать мир и открываться, проявлять Себя.

   Внутренние потребности как мотивация поведения человека

   Источником активности в человеке является внутренняя потребность, возникающая как некое напряжение, создающее дискомфорт, требуя своего удовлетворения в том, чтобы что-то получить из мира, либо чтобы нечто «отдать» в мир. Пока нет никакой потребности, человек ничего не делает, активизируется лишь в ответ на появившуюся нуждаемость. И тогда, чтобы избавить себя от напряжения, человеку приходится что‑то предпринимать. Так «хитро» устроила природа, требуя от человека через дискомфорт заботиться о себе (теле, душе, духе), заявляя телесными, душевными и духовными потребностями.

   Телесные потребности «заботятся» о поддержании жизнедеятельности тела, его росте и развитии, физического здоровье человека. Это условия повседневного существования: воздух, вода, питательные вещества как строительный материал для тела и источник энергии, сон, двигательная активность, потребность в продолжении рода и т.д.

   Душевные потребности выражаются в поиске контакта с Другим, чтобы получать удовлетворение от общения «одной души с душой другою». Человеку нужен человек, чтобы делиться переживаниями, мыслями, получать поддержку, обретать социальные навыки, в Другом «как в зеркале познавать себя».

   Духовные потребности реализуются в том, что человек сначала творит самого себя (в самопознании), а потом Собою (в самореализации). Такая потребность также создаёт напряжение, которое приводит человека к соответствующей активности, позволяющей проявиться его духу (Разуму) воплощением творческого замысла в создании чего-то нового, чем он способен обогатить мир.

   Удовлетворение телесных потребностей в потреблении становится условием для развития душевных потребностей в общении, что создаёт условия для раскрытия духовной потребности в творческом самопознании и самореализации.

   Необходимость удовлетворять свои внутренние потребности лежит в основе самоценности для жизнеобеспечения, развития и самореализации человека, что становится ведущей ролью Личности при ценностном отношении к своей Индивидуальности. Выстраивая эффективные способы взаимодействия с миром, Личность как «социальная оболочка» обеспечивает доступ своей Индивидуальности к необходимым внешним возможностям для удовлетворения внутренних потребностей.

   Личность как форма саморазвивающегося Сознания в человеке

   Содержанием формирующейся в ребёнке Личности становится постепенно «пробуждающееся» в нём Сознание, обладающее способностью к саморазвитию (до Разума). Насколько оно развито в человеке, настолько зрелой проявляется его Личность, и разумным становится поведение.

   Сознание обеспечивает эффективную адаптацию в мире людей, позволяя человеку познавать окружающий мир и себя в нём. Карлом Юнгом описаны четыре функции сознания для сознательной ориентации: ощущения, мышление, чувства, интуиция (Юнг К. Тавистокские лекции).

   Ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные) сообщают: есть объект внимания, к которому направляется наш интерес. Мышление обрабатывает поступившую информацию и выносит суждение о том, что это такое. Чувства определяют, какое у нас к этому отношение. Интуиция как предвосхищение будущего позволяет «почуять», чем это может оказаться для нас. В такой последовательности происходит формирование образов внешнего мира и представлений о себе.

   Чем полнее Сознанием собрана информация о мире и о себе, тем более адекватным получается суждение о реальности и более осознанным поведение. Целостное Сознание достижимо при самоценностном воспитании ребёнка, когда у него нет надобности прятать в Подсознание что-то от самого себя. И это большой подарок ребёнку от его родителей.

   В действительности Сознание в человеке чаще всего бывает поделено на Сознательную и Подсознательную части, когда из Сознания вытеснено всё болезненное и запрещённое, что опасно было проявлять, будучи ребёнком – «неправильное» (с точки зрения старших) поведение, неугодные детские чувства, желания, мнения, стремление делать по-своему. Такой человек живёт не целым собой, а лишь разрешённой частью себя. При этом подавляемые чувства и желания, стремясь проявиться, создают самому себе проблемы в неосознанном поведении.

   Чтобы быть и проявляться Собой целым, необходимо целостное Сознание. Оно достижимо при полном осознавании всего, что прячется в Подсознании, это обеспечивает процесс трансформации Личности от незрелости к зрелости и достижение самоценности.

   Самоценность как фактор психического здоровья в человеке

   Природная самоценность изначально присуща маленькому ребёнку в форме детского эгоцентризма, обеспечивающего неотложное удовлетворение его потребностей. При любящем, доброжелательном и заботливом отношении мамы ребёнок ощущает свою ценность, его Я полно достоинства и хорошего к себе отношения. Постепенно мамино «ты ценный» становится его собственной жизненной позицией «Я ценный». Из внешних ценностных отношений с мамой происходят внутренние ценностные отношения с Собой.

   Самоценность в человеке как любовь к Себе выражается в ценностном отношении Личности к своей Индивидуальности, что проявляется в качественной заботе обо всех своих потребностях на всех уровнях существования – физическом, душевном, духовном. Что даёт удовлетворённость и состояние внутренней гармонии в согласии с Собой.

   Самооценка как причина психологических проблем в человеке

   Механизм психологических проблем в человеке сводится к одной главной причине – неценностному отношению к Себе. Что в полной мере выражается в самооценке, воспринимаемой как собственное мнение о себе, а по сути, являющейся прямым продолжением оценок родительских. Когда родительская «ты-оценка» перестраивается в «я‑оценку», оставаясь всё той же самой внешней оценкой, но уже внутри себя.

   Заменяя родителей, самооценка контролирует своё поведение тем же самым родительским способом – запрещая и подавляя… Свои «детские» чувства, желания, намерения, проявления, волю – то есть свою Индивидуальность, обесценивая её этим. Поэтому вполне справедливо было бы называть самооценку Самообесценкой – обесцениванием Себя.

   Именно самооценка создаёт Внутренний конфликт между Личностью и Индивидуальностью в себе, что обнаруживается в человеке через вербальные сообщения и неосознаваемые телесно-эмоциональные реакции, характерные для той или иной психологической проблемы.

   Поскольку психологическая проблема возникает в отношениях с родительской фигурой, в течение взрослой жизни она «проигрывается» также в отношениях в паре с собой или с Другим. Поэтому все проблемы можно поделить на две группы: с Собой (низкая самооценка, непринятие себя, неверие в себя, непонимание своих чувств и желаний, запрет быть собой и др.) и в отношениях с другими (эмоциональная зависимость, страх отвержения, виноватость, конфликты, комплекс самозванца, перфекционизм, социофобии, панические атаки, неуспешность и др.).

   Психотерапия для восстановления самоценности в человеке

   Любой запрос клиента, обращённый к психологу, при ближайшем рассмотрении оказывается Внутренним конфликтом между Личностью и Индивидуальностью в себе. Что связано с нарушенной самоценностью, когда в незрелой Личности доминирует не Взрослое, а Родительское начало с оценочным отношением, проявляющимся в самооценке. Нарушение самоценности ведёт к появлению психологических проблем.

   Авторская методика психотерапии и коучинга Личностный анализ для восстановления самоценности позволяет организовать процесс восстановления самоценности через трансформацию Личности из незрелой в зрелую Взрослением Внутреннего Родителя.

   Зрелая (Взрослая) Личность способна понимать свою обслуживающую роль в отношениях с Индивидуальностью (Внутренним Ребёнком), чтобы обеспечивать удовлетворение внутренних потребностей, обеспечивающее безопасность и благополучие человека. Это становится его реальным Личностным ростом, не только освобождающим от психологических проблем, но и открывающим путь к духовному пробуждению.

   Профилактика психологических проблем в человеке

   Поскольку психологические проблемы появляются в ребёнке раннего возраста вследствие нарушения его самоценности в отношениях со своей личностно незрелой мамой, их предупреждение связано с процессом воспитания в семье. Самая ответственная деятельность в человеческой жизни – помогать становлению Личности в ребёнке, и этим должны заниматься просвещённые мамы, осознающие свою роль: быть для ребёнка, чтобы качественно удовлетворять все его потребности для роста и развития (телесного, душевного, духовного).

   Каждая мама должна быть обеспечена современными знаниями о закономерностях детского развития, представлениями о процессе воспитания, навыками выстраивания ценностных отношений с ребёнком ­ с точки зрения ответственности за формирование Личности в ребёнке в первые годы его жизни. Необходимо расширять психологическое просвещение, повышать культуру обращения за психологической помощью по вопросам материнства и детства. Обществу и государству следует заботиться об осознанности каждой матери, чтобы возрастать личностно зрелыми гражданами. Поднять на уровень национальной идею «Каждому ребёнку – личностно зрелую маму!»

 На Главную