ЛИЧНОСТНЫЙ АНАЛИЗ 

   Личностный анализ для восстановления самоценности — методика самоценностно-ориентированной психотерапии и психологического коучинга как технологически выстроенная система последовательных шагов для восстановления самоценности в человеке.

   Терапевтический результат клиента достигается не прямым воздействием на предъявляемое неблагополучие, а разоблачением и устранением неосознаваемой причины – самообесценивания собственной самооценкой. Именно самооценка вызывает Внутренний конфликт в себе, что препятствует удовлетворению внутренних потребностей и проявляется той или иной психологической проблемой.

   Авторская методика получила признание профессиональным сообществом Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (авторское свидетельство ОППЛ №89, 2023 г.).

   Теоретические основы

   Личностный анализ для восстановления самоценности выстроен на основе авторской самоценностной теории личности, исходящей из представления о том, что во Внутреннем мире человека — два «я»: Личность (внешнее, социальное «я») и Индивидуальность (Я-Внутреннее).

   Личность как социальная оболочка (личина) способна в контакте с миром обеспечивать своей Индивидуальности наилучшую адаптацию, добывая для неё внешние возможности для удовлетворения внутренних потребностей. Ценностное отношение Личности к своей Индивидуальности и есть Самоценность.

   Неценностное отношение Личности к себе выражается в самооценке, независимо от того, низкая она или завышенная. Будучи прямым продолжением оценок родительских, самооценка несёт в себе оценочный критерий, по которому нельзя быть таким, какой есть, а нужно быть таким, каким нравишься другим.

   Что на самом деле является самообесцениванием, когда нельзя быть собой. Такая Личность в человеке доминирует над своей Индивидуальностью, и это приводит к Внутреннему конфликту, нарушая удовлетворение внутренних потребностей, отсюда и происходят психологические проблемы.

   Описание методики

   Личностный анализ представлен как универсальная система самоанализа клиентом своей Личности в сопровождении специалиста, включающая в себя как теоретические основы самоценностно-ориентированной психологии, так и практические исследования по темам: потребность как движущая сила в поведении человека, Подсознание как часть Сознания, Самооценка как продолжение родительских оценок, Внутренний конфликт как противостояние двух «я», критерии личностной зрелости, Родительские послания и Ранние детские убеждения, Детские решения и стратегии поведения, Детский жизненный сценарий и др.

   В результате анализа вскрывается внутренний механизм, создающий психологические проблемы и управляющий поведением человека до тех пор, пока он скрыт от сознания.
10 шагов Личностного анализа позволяют запустить в клиенте Терапевтический процесс самопознания своей Личности, чтобы изменить на ценностное её отношение к своей Индивидуальности.

   В результате происходит трансформация Личности от незрелости к зрелости, что становится реальным Личностным ростом. Когда открываются для человека как внутренние, так и внешние ресурсы для дальнейшего саморазвития, это приводит человека к новому восприятию себя и своей жизни, подъёму энергии и активности, улучшает отношения с окружающими, открывает путь к самореализации.

   Чёткий алгоритм последовательных шагов делает процесс анализа для клиента понятным, эффективным, дающим необратимый результат за приемлемое время. Освобождение от заявленных проблем становится побочным эффектом главной задачи Личностного анализа – восстановления самоценности.

   Получить впечатляющий результат в Личностном анализе позволяет нацеленный на восстановление самоценности интегративный сплав гуманистического и экзистенциального подходов, техник транзактного анализа и гештальт-терапии, клиент-центрированной, телесно-ориентированной терапии и др.

Практические результаты восстановления самоценности:

• ценностное отношение к себе (своему телу, душе, духу),
• позитивное восприятие, изменение жизненной позиции на «я+ты+»,
• восстановление контакта со своими чувствами и желаниями,
• принятие в себе Внутреннего Ребёнка,
• восстановление личностных границ,
• принятие ответственности за свою жизнь,
• энергетический и творческий подъём,
• улучшение отношений с окружающими,
• осознанное воспитание детей в семье,
• перестаёт беспокоить заявленная проблема.
• появляется возможность свободного выбора жить Собой и Своей жизнью.
• нередко у клиента появляется желание обучиться профессии психолога, чтобы помогать другим.

10 шагов Личностного анализа для восстановления самоценности

   Шаг 1: формулирование проблемы клиента («диагностика»)
   Формулирование проблемы проводится на первой сессии совместно с клиентом до момента обнаружения Внутреннего конфликта в себе, откуда рождается запрос на терапию: устранение конфликта и установление согласия с самим собой.

   Шаг 2: контакт со своими чувствами и желаниями
   Чувства и желания рассказывают об отношениях человека с другими и с Собой, поэтому в терапии важны вопросы об актуальном состоянии клиента. Особенно информативны невротические чувства: обида («на кого обижаетесь?), вина («перед кем виноваты?») и др. Они указывают на того, в отношениях с кем зародилась проблема, и помогают понять, как проблема проявляется в настоящем, и как она зародилась в прошлом.

   Шаг 3: Внутренний конфликт
   Внутренний конфликт в речи клиента легко обнаружить, когда он говорит о себе: «Я ненавижу Себя за глупые поступки» (здесь двое: «я» и «себя»). Нужно обратить на это внимание и ближе познакомиться с этими двумя, как если бы это были два реальных человека, подобрать характерные функциональные имена, (например, Умный и Глупый), чтобы понять их отношения.

   Шаг 4: самооценка
   В терапевтическом диалоге с клиентом нужно найти, какая родительская фигура и какими родительскими оценками оказала на это влияние. Поскольку воспитание в большинстве семей опирается на родительские оценки и критику, они «расщепляют» восприятие себя ребёнком на Плохого и Хорошего, чем он «отчуждается» от своего «Реального Я», что и отменяет его природную Самоценность. Родительская негативная оценка переживается ребёнком как непринятие его таким, какой он есть, и запрет быть Собой. Веря родителю, ребёнок соглашается с его оценками и сам начинает не любить себя в названных качествах. Так образуется самооценка, обеспечивающая переход от родительского к собственному автоматическому режиму оценивания и критики Себя, что приводит к Внутреннему конфликту.

   Шаг 5: Ранние Детские убеждения
   Детские убеждения становятся ограничивающими установками, мешающими человеку «по-взрослому» контактировать с реальностью вне и внутри себя. В терапевтическом диалоге необходимо выявить их и пересмотреть этот детский опыт клиента на основе взрослого понимания.

   Шаг 6: Родительские послания
   Все родительские послания для ребёнка сводятся к общей теме: нельзя проявляться Собой – каким он не нравится родителю, а нужно играть заданную роль, чтобы нравиться. Важно выявить, как именно, будучи ребёнком, он уловил родительское послание для себя. Для этого используется формула «не будь таким… (запрет), а будь другим… (инструкция)».

   Шаг 7: Детская психотравма
   Детская психотравма – зафиксировавшийся в психике комплекс стрессовых переживаний, который был когда-то вызван страхом от неожиданного разрыва контакта со значимым родителем в психотравмирующей ситуации. Пережитой ребёнком стресс (психотравматичное переживание) меняет формирующуюся в раннем возрасте Личность в ребёнке и её отношение к себе, создавая психологическую проблему. В диалоге с клиентом выясняется характер психотравмы.

   Шаг 8: Ранние детские решения
   Раннее Детское Решение напрямую вытекает из Родительского послания: «Не будь таким…, а будь другим…» и сводится к ответу на него: «Я не буду «таким…», а буду другим…». Такое решение принимается в раннем детстве «маленьким профессором психологии» (Взрослым началом в ребёнке) в трудной жизненной ситуации, когда он зависим от своих старших. Поэтому основа Детского Решения: «Я не буду делать, что хочу, а буду соответствовать ожиданиям». Это становится серьёзным барьером на пути удовлетворения внутренних потребностей как в детской, так и во взрослой жизни, что ограничивает самопроявление и самореализацию человека. Поэтому Раннее детское решение необходимо распознать в себе и отменить, после чего у человека появляется возможность свободно выбирать своё поведение и свою жизнь.

   Шаг 9: Детские стратегии поведения
   Стратегии поведения, которые прямо не запрещены родителями, хотя и противоречат Детскому решению, позволяют ребёнку оставаться ребёнком даже в неблагоприятных условиях родительской семьи. Но они переживаются как обман не только родителя реального, но и своего Внутреннего Родителя, что сопровождается страхом разоблачения, а также чувством вины перед собой за нарушение своего Детского решения. По этим чувствам Детскую стратегию и можно разоблачить, что помогает понимать Детское поведение во взрослом, а также точнее определять Раннее Детское решение.

   Шаг 10: Детский жизненный сценарий
   Детский жизненный сценарий самим человеком не осознаётся без специальной работы с психологом. Но он может угадываться в повторяющемся поведении, когда есть особое состояние принуждённости и одна и та же реакция с привычными чувствами. Когда возникают похожие проблемы с разными партнёрами, повторяются конфликтные ситуации и создаются похожие затруднения так, что человек «ходит по кругу», «наступая на одни и те же грабли». Детский жизненный сценарий отменяется вместе с Ранним детским решением как результат ревизии детско-родительских отношений.

   10 шагов Личностного анализа позволяют человеку распознать свои Личностные искажения, мешающие быть целостным Собой и открывают полную картину того, как устроен внутренний механизм психологической проблемы, который управляет поведением человека до тех пор, пока он скрыт от сознания.

   В процессе анализа в человеке постепенно усиливается Внутренний Взрослый как способность понимать своего Внутреннего Ребёнка, дружить с ним, принимать его таким, какой он есть, надёжно обеспечивая его право быть Собой и жить Своей жизнью. Такое самоисследование приводит к открытиям о себе, что расширяет сознание, усиливает уверенность в себе, наполняет энергией успеха на пути к конечному результату.

   Область применения

   Личностный анализ применим при самых разных психологических проблемах в отношениях с собой и другими. Психологическим проблемам дано множество определений и диагнозов: низкая самооценка, непринятие себя, зависимости, панические атаки, социофобия, перфекционизм, прокрастинация, комплекс самозванца, тревожность, депрессия и т.д.

   Лишь при ближайшем рассмотрении в работе над собой можно увидеть, что самые разные на первый взгляд проблемы, создающие людям неудовлетворённость и страдания, являются следствием плохого к себе отношения.

   Курс Личностного анализа гарантирует не только освобождение от психологических проблем, но и Личностный рост для условно здоровой (невротической) личности с жизненной позицией «я-», способной к саморефлексии. Чтобы трансформация Личности в клиенте стала возможной, в нём изначально должны быть хотя бы малые проценты Взрослого начала.

   Усиленный Взрослым началом психолога Внутренний Взрослый клиента способен в терапевтических отношениях провести ревизию своего доминирующего в Личности Внутреннего Родителя, чтобы восстановить самоценность.

   На Главную